В 1918 году, в небольшой сельской общине Ламбервилл (Lumberville), расположенной на берегу живописной реки Делавэр, штат Пенсильвания, США, родился Мартин Дж. Хэд (Martin Johnson Heade), в будущем известный художник, натуралист и поэт.
Колибри
Мартин был первенцем большого семейства фермера и владельца лесопилки Джозефа Кауэлла. С раннего детства он удивлял окружающих своим пристрастием к рисованию. Свои первые уроки юноша получал у местного живописца Эдварда Хикса (Edward Hicks, 1780 – 1849гг), и брата Эдварда, Томаса Хикса.
Успехи Хэда были настолько велики, что в 1840 году, он поехал продолжить обучение живописному мастерству сначала в Англию, затем в Европу, во Францию и в Италию, точнее в Рим, где он учился мастерству в течении двух лет.
В 1843 году, он вернулся в США и поселился в г. Нью-Йорке, а в 1847 году переехал в Филадельфию. В 1848 году, вторичная поездка в Рим и посещение Парижа, окончательно сформировали в нем тягу к перемене мест, к путешествиям. После возвращения из Рима, он прожил год в Сент-Луисе, но в промежутке с 1852 г по 1857 г, он переезжал, по крайней мере, три раза, в Чикаго, Трентон, и Провиденс. Побывал он так же в Миссури, Иллинойсе, Южной Америке, Британской Колумбии, Калифорнии, и, наконец, во Флориде, где Хэд и обосновался.
Поворотным моментом становления Хэда, как самобытного живописца стало его проживание в Нью-Йорке (1859г), он тогда арендовал часть художественной мастерской на Десятой Улице. Сблизившись с художниками пейзажистами, особенно с Фредериком Хучем (Frederic Church), который сумел вдохновить Хэда на начало развития собственного стиля в живописи и зажег в нем интерес к пейзажу с его тонкими атмосферными эффектами. Даже самобытный Нью-Йорк, город с которым была тесно связана жизнь Хэда, не смог приглушить его стремление к пейзажной живописи, оно слишком глубоко пустило корни.
С 1861 года до середины 1863 года, Хэд провел в Бостоне, создавая на своих полотнах первозданный прибрежный пейзаж, в манере, присущей только ему. Во второй половине 1863 года, Хэд отправился путешествовать по Бразилии, пробыв там почти год. Целью путешествия было создание иллюстраций всех видов южноамериканских птиц колибри, которые впоследствии хотел издать в Великобритании. Но, потерпев неудачу, продолжал рисовать колибри в тропическом окружении, ставшие главной темой в его живописи. Жажда к путешествиям тянула его к переменам, и 1866 году Хэд снова посетил Южную Америку, а спустя четыре года, он совершил третью поездку в Бразилию.
Во время этих поездок и родилась серия пейзажей, в которых везде присутствовала любимая им птица колибри и цветы необыкновенно прекрасных каттлей, на фоне Бразильской природы. Хэд настолько живо и с таким чувством написал эти полотна, что невольно возникает ощущение, Хэд очень хорошо изучил строение цветка орхидеи, так тонко и точно их изображая на холсте.
В 1883 Хэд впервые женился и обосновался на постоянное жительство в городке Сант Огастин, во Флориде. После целой жизни смятений, он пишет картины, сложные в то время для восприятия, отображая на своих полотнах личное мироощущение, из-за чего Хэд имел весьма скромный успех, как у критиков, так и у публики. Но там же он нашел первого и единственного поклонника своего творчества, крупного промышленника и магната Г. Моррисона Флаглера (Henry Morrison Flagler), который начал регулярно приобретать работы художника в период с 1880-ых по 1890-ые года.
Наконец, в возрасте шестидесяти четырех лет Хэд добился уверенности и стабильности, как в личной жизни, так и в живописи. Появилась энергия, возобновился интерес к написанию натюрмортов, чаще всего он изображал магнолии. Его картина «Крупные Магнолии на синем бархате», с поразительным контрастом совершенных, белых цветов и зеленых листьев на темном бархатном фоне, является шедевром натюрморта среди большинства картин этого жанра девятнадцатого столетия. Эти пышные цветы, совершенные изгибы контуров лепестков, наполнены богатым смыслом – можно уловить благоуханный аромат, наводящий на размышления о природе, и возможно, изящного женского тела, откинувшегося на подушки роскошной кушетки.
Хэд был единственным американским художником девятнадцатого столетия, сделав ощутимый вклад в развитии живописи, в жанрах пейзаж, морская тематика и натюрморт. Фактически все его натюрморты были цветочными. Начиная с простых картин - цветы в вазах, написанных им в начале 1860-ых годах, в дальнейшем достигшие полного совершенства, когда появились его полотна с роскошными розами, магнолиями, и другими цветами, расположенные на плоскости, красиво задрапированной бархатом.
74 картины американского художника 19-ого столетия Мартина Джонсона Хэда были представлены на его первой полной художественной выставке лишь в 1969 году. Отобранные из общественных и частных собраний, картины были разделены на группы, представляющие ключевые темы живописца - красивые морские пейзажи, засоленные прибрежные заводи, натюрморты, магнолии, и колибри с цветами Бразилии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий